В связи с распространением коронавирусной инфекции хозяйствующим субъектам были предоставлены некоторые меры поддержки. Бухгалтеру нужно обратить внимание на Письмо Минфина РФ от 15.07.2020 г. № ПЗ-14/2020, в котором ведомство разъяснило некоторые моменты отражения в бухучете субсидий и затрат.
Расходы по обычным видам деятельности
Согласно ПБУ 10/99 расходами по обычной деятельности признаются затраты, которые непосредственно осуществляются при производстве и реализации продукции, покупке и продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг.
Кроме того, законодательством в сфере труда установлена обязанность каждого хозяйствующего субъекта обеспечивать нормальные условия трудовой деятельности и безопасность, которые бы соответствовали нормативам охраны труда, и, кроме того, организовывать условия для обеспечения бытовых нужд сотрудников при выполнении ими должностных функций.
В связи с этими моментами к расходам по обычной деятельности на обеспечение мер защиты в условиях коронавируса относятся такие затраты по оплате услуг:
- по осуществлению тестирования на наличие коронавируса;
- по дезинфекции помещений и рабочих мест;
- по обеспечению связи с дистанционными сотрудниками;
- по транспортировке сотрудников до места работы и обратно при вводе режима повышенной готовности из-за коронавируса.
При реализации защитных мер полностью или частично собственными силами работодатель может также отнести эти затраты в расходы по обычным видам деятельности.
Прочие расходы
Согласно ПБУ 10/99 прочими считаются те расходы, которые не относятся к обычной деятельности. Как правило, к ним относят:
- зарплату сотрудников, начисленную за дни, объявленные Президентом нерабочими из-за коронавируса;
- оплату вынужденного простоя компании из-за остановки деятельности при коронавирусе;
- штрафы и выплаты по искам, связанным с нарушениями законов в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия страны, а также с невыполнением правил поведения при вводе режима повышенной готовности;
- расходы по командировкам, несостоявшимся из-за распространения коронавируса;
- расходы на мероприятия благотворительного характера, проводимые с целью недопущения дальнейшего распространения коронавируса (обеспечение бесплатным питанием, приобретение медоборудования и др.).
Материально-производственные запасы
Бухучет МПЗ осуществляется согласно ПБУ 5/01. В условиях распространения коронавируса к МПЗ относятся:
- СИЗ - маски, халаты, перчатки, защитные очки, защитные экраны и т.д.;
- санитарно-гигиенический инвентарь и предметы гигиены - дозаторы, бактерицидные лампы, антисептики для рук и др.;
- медизделия для диагностики и лечения - аптечки, тестеры и пр.;
- средства для дезинфекции (если они не относятся к ОС).
Основные средства и нематериальные активы
Согласно ПБУ 6/01 к объектам ОС при коронавирусе можно отнести оборудование медицинского и санитарно-гигиенического назначения, а также различные приборы и приспособления.
Согласно ПБУ 14/2007 к нематериальным активам можно отнести права на программы, покупка или создание которых необходимы для создания рабочего процесса в условиях коронавируса.
Госсубсидии
Согласно ПБУ 13/2000 бюджетные субсидии принимаются к бухучету по мере их фактического поступления в организацию или при выполнении условий, что:
- обстоятельства получения субсидий точно будут исполнены;
- средства точно поступят.
Субсидии из бюджета отображаются в бухучете как целевое финансирование текущих затрат и расходов капитального характера.
Чтобы списать бюджетные субсидии при финансировании текущих затрат, нужно в период признания этих расходов отнести средства на увеличение финрезультата. В случае, когда субсидии получены, а расходы не осуществлены, финансирование отражается на сч. 86 "Целевое финансирование" до момента осуществления указанных расходов.
Списание бюджетных субсидий при финансировании капрасходов осуществляется по мере начисления амортизации или в течение срока признания расходов на внеоборотные активы, не подлежащие амортизации. Целевые средства учитываются при вводе объекта ОС в эксплуатацию как доходы будущих периодов и в последующем они относятся на финансовые результаты по мере начисления амортизации.
При получении субсидий некоммерческие организации используют Инструкцию по применению плана счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н). В частности, для этих целей используется сч. 86 "Целевое финансирование".
Коммерческие хозяйствующие субъекты обязаны в пояснениях к бухбалансу и отчету о финрезультатах отразить информацию о бюджетных субсидиях. Некоммерческие субъекты указывают эти сведения в отчете о целевом использовании средств.
Кредитование из бюджета
Бюджетные займы фиксируются в бухучете по тем же правилам, которые используются для учета обычных заемных средств. Кредитные средства отражаются на основании ПБУ 13/2000, если хозяйствующий субъект при получении бюджетного займа освобождается от обязанности возвращать средства при соблюдении конкретных условий, и есть большая доля вероятности, что он исполнит эти условия.
Освобождение от налоговых обязательств
Если хозяйствующий субъект освобождается от уплаты налога на прибыль за II кв. 2020 г., то эту сумму включают в расходы для уменьшения налога, учитываемого согласно положениям ПБУ 18/02.
Кроме того, расходы, признаваемые по ПБУ 10/99, уменьшаются на аналогичные суммы по страхвзносам и иным налогам.