Все проекты English Написать директору Вебинары
Выбор региона
Ваш город:Алматы
Поиск

Корпоративные информационные системы (КИС)

Время чтения: ~7 мин.

Актуальность проверена: 06 . 09 . 2024

Корпоративные информационные системы (КИС) в целом можно рассматривать как управленческую идеологию, которая реализована на основе информационных систем и использует ключевые бизнес-стратегии организации или предприятия. Эти системы предназначены в первую очередь для упрощения выполнения задач по систематизации информации и автоматизации различных процессов, связанных с хранением и обработкой данных.

Преобладающее большинство средних и крупных компаний рано или поздно сталкиваются с проблемой, когда обычные офисные программные продукты (например, программы пакета MS Office), используемые для бухгалтерского, управленческого и других видов учета, не справляются с возросшим объемом данных. Для охвата всех аспектов хозяйственной деятельности организации требуется внедрение КИС, которая позволит повысить эффективность функционирования предприятия в целом – от работы рядовых сотрудников, до менеджеров любого звена.

В качестве наглядного примера можно рассмотреть деятельность мелкого фермера, имеющего в своем распоряжении несколько соток земли, с обработкой которой он может справиться собственными силами. Расширив свои землевладения до нескольких гектаров, он будет нуждаться в сельхозтехнике, которая в некоторой степени автоматизирует процессы: вспашка земли, посадка, сборка урожая. Подобно сельхозтехнике, КИС упрощает и автоматизирует выполнение большинства процессов на предприятии.

Основные цели и задачи внедрения корпоративной информационной системы

Ключевая задача приобретения и внедрения корпоративной информационной системы состоит в получении надежного инструмента для управления предприятием и повышения эффективности управленческих процессов.

Например, КИС для промышленных компаний позволяет собирать информацию о производственных процессах, финансовых операциях, закупках сырья, рынках сбыта. На основе этой информации управленцы могут вносить корректировки в деятельность предприятия. Таким образом, КИС позволяет увидеть предприятие «изнутри», оценить эффективность функционирования основных систем, выявить «лишние» издержки и факторы, мешающие увеличению прибыльности. Особую ценность КИС представляет для руководства холдингов, так как система позволяет консолидировать данные, поступающие из филиалов, осуществлять дистанционный мониторинг деятельности всех подразделений.

К типовым целям внедрения КИС относят:

  • Получение быстрого доступа ко всем необходимым данным в удобочитаемом формате, понятном для руководителей любого звена.
  • Упрощение процессов регистрации, хранения и обработки информации.
  • Формирование единого информационного пространства, объединяющего все уровни управления предприятием.
  • Уменьшение финансовых и трудовых затрат на организацию процессов планирования, управления и учета деятельности компании.
  • Устранение проблем, связанных с предоставлением недостоверных данных, а также дублированием информации.
  • Автоматизация процессов консолидации информации на предприятиях с распределенной организационной структурой (компаний, имеющих филиалы и подразделения).

Главное, что должны понимать владельцы организаций и предприятий, это то, что КИС не способствует повышению прибыльности напрямую. Основная задача системы заключается в ускорении и автоматизации процессов обработки данных для получения более точной и оперативной информации, необходимой для принятия ключевых решений.

Основные проблемы внедрения корпоративной информационной системы

На текущий момент доступен широкий выбор программного обеспечения, предназначенного для использования в качестве автоматизированных систем управления организацией. Каждый из программных комплексов предназначен для решения тех или иных задач, имеет свои преимущества и недостатки. Тем не менее, не каждое внедрение КИС оказывается успешным, о чем свидетельствует мировая статистика. Основные сложности с внедрением информационных систем связаны с тремя ключевыми аспектами:

  1. Возможности системы, заложенные ее разработчиками, и ее конфигурация.
  2. Уровень подготовки специалистов, занимающихся внедрением КИС.
  3. Степень готовности предприятия к внедрению и особенности его структуры.

Первая проблема, вызывающая сложности во внедрении системы, - выбор КИС без учета специфики функционирования предприятия. В наибольшей степени это касается специфики ведения производственного учета, что должно быть отражено в выбираемой КИС. Например, учитывая тип производства (непрерывное, единичное, массовое и т. д.), требования к системе могут различаться в значительной степени. Учесть все особенности работы организации до внедрения системы можно только путем проведения полного обследования ее бизнес-процессов. При этом предпочтительным вариантом являются специалисты извне, так как собственные сотрудники зачастую не имеют возможность дать объективную оценку.

Вторая проблема напрямую связана с возможностями самой системы, а именно – ее гибкостью. Поскольку предприятия функционируют в изменчивой среде, в которой увеличивается конкуренция, вводятся дополнительные нормы и правила, зачастую приходится вносить корректировки в бизнес-процессы. Поэтому, внедряемая система должна предоставлять возможности в настройке и модификации собственной конфигурации.

Третья проблема связана с квалификацией команды, которая занимается внедрением. Поскольку любая КИС представляет собой весьма сложное программное решение, для успешного внедрение требуется объединение усилий как разработчиков, так и представителей самого предприятия. Во-первых, любая система не может функционировать самостоятельно. Для управления ее работой требуется квалифицированный персонал, который в идеале должен получить все необходимые навыки на этапе внедрения системы. Во-вторых, разработчик или поставщик КИС не должен перекладывать ответственность по внедрению системы на заказчика. При этом особе значение имеет квалификация исполнителей – участие малоопытных специалистов может привести к неудовлетворительном результату.

Четвертая проблема напрямую связана с самим предприятием, а именно – некорректной постановки задачи его руководством. Во-первых, некоторые владельцы компаний имеют чрезмерно завышенные ожидания, предполагая, что внедрение системы позволит мгновенно превратить убыточный бизнес в процветающий. Во-вторых, часто возникает ситуация, когда руководитель самоустраняется от решения задач по внедрению КИС, перекладывая их на плечи руководителей низшего звена. Кроме того, причиной негативного результат внедрения может быть отказ от реорганизации бизнес-процессов.

Учитывая все вышесказанное, можно выделить ключевые факторы, влияющие на успех внедрения КИС на предприятиях любых масштабов:

  • Насколько представители руководящего звена понимают цели и задачи внедрения системы?
  • Принимают ли участие в процессе внедрения специалисты как со стороны разработчика (поставщика) программного продукта, так и самого предприятия?
  • Готово ли руководство компании к внесению изменений в бизнес-процессы в связи со внедрением КИС?
  • Насколько глубоко понимание специфики работы внедряемой системы и ее возможностей?

Кроме всего, один из этапов внедрения должен предусматривать тестовый период опытной эксплуатации системы с полным охватом всех участков учетной и управленческой деятельности. Это лучший способ проверки степени пригодности системы с относительно невысокими затратами в сравнении с убытками, которые возникнут при полноценном внедрении неподходящего варианта КИС.

Преимущества внедрения корпоративной информационной системы

Как известно, глобальной целью внедрения КИС является увеличение эффективности работы организации в целом. Окупаемость системы рассчитать крайне сложно, поскольку она способствует снижению трудноизмеримых транзакционных затрат и оптимизирует структуру организации в целом. Таким образом, дать количественную оценку приросту доходности предприятия, на котором проводилось внедрение информационной системы, не представляется возможным. Однако, можно оценить степень влияния на логистику, поскольку КИС способствует оптимизации материальных потоков и уменьшению потребности в оборотных средствах. Система финансового контроллинга, поставленная на базе корпоративной информационной системы, позволяет уменьшить накладные затраты, исключить нерентабельные продукты и малоэффективные (или убыточные) подразделения.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать несколько ключевых преимуществ внедрения КИС:

  • Оперативные и достоверные данные о деятельности компании в целом и ее конкретных подразделений;
  • Прирост эффективности управленческих процессов;
  • Снижение временных и трудовых ресурсов на выполнение большинства рабочих операций;
  • Улучшение общих показателей эффективности.

ERP как корпоративная информационная система

ERP является одной из разновидностью корпоративных информационных систем, которая предназначена для создания единого информационного пространства организации и обеспечения эффективного управления всеми ее ресурсами, включая производственные процессы, ведение продаж и учет заказов. ERP обеспечивают полноценный контроль для операционной и административной деятельностью предприятий, создавая единую цепочку, в которую входят: учет финансовой деятельности, планирование, управление материальными потоками, производственные процессы, сбыт продуктов, сотрудничество с поставщиками сырья и партнерскими организациями.

Простыми словами, основная цель ERP – держать под полным контролем все ресурсы предприятия, объединяя все его части в единый механизм. В отличие от CRM и прочих типов КИС, ERP позволяет отладить работу всей компании в целом, а не только отдела продаж. Наиболее востребованными сферами для внедрения ERP-систем являются торговля, машиностроение, пищевая и химическая промышленность, а также строительство.

Результаты внедрения КИС ERP

Данная система позволяет объединить все бизнес-процессы в рамках единой системы, в чем и заключается ее ключевое преимущество. В результате внедрения ERP достигают следующих эффектов:

  • Все данные становятся более доступными без необходимости дополнительной сверки или согласования. Таким образом, владелец получает полноценное представление о текущем состоянии его бизнеса.
  • Благодаря единой БД, все данные являются согласованными и доступными для обработки без дополнительного подтверждения.
  • Мгновенная синхронизация всех данных. Если сотрудники одного подразделения внесли какие-либо изменения, об этом станет известно всем другим подразделениям и руководителям компании.
  • Минимизация ошибок, обусловленных человеческим фактором.
  • Полноценный набор инструментов, связанных между собой. Например, при создании счета-фактуры, бухгалтерская документация будет сгенерирована автоматически.

ERP-системы являются мощными, гибкими и универсальными программными решениями, содержащими функционал для реализации большинства бизнес-процессов. На этапе внедрения может использоваться лишь часть доступного функционала, при этом остальные возможности будут подключены в будущем с минимальными временными и финансовыми издержками. Таким образом, выбор в пользу ERP-системы можно рассматривать как инвестицию в будущее, которая будет раскрывать свой потенциал по мере роста и развития компании.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нет времени читать? Пришлем вам на почту!

Я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой Конфиденциальности
24
октября
09:00-10:30
Интеграция WhatsApp с Битрикс24: как улучшить коммуникации с клиентами
Способы коммуникации с клиентами: важность и актуальность Краткий обзор существующих каналов коммуникации. Почему мессенджеры набирают популярность. Как...

Будь в курсе!

Подписаться на рассылку от компании «Первый БИТ».

Я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой Конфиденциальности

Автоматизируем учет и бизнес-процессы

Получить коммерческое предложение