Все проекты English Написать директору Вебинары
Выбор региона
Ваш город:Алматы
Поиск

Особенности учета операций с объектами основных средств государственных учреждений в 2011 году

Время чтения: ~5 мин.

Актуальность проверена: 06 . 08 . 2024

Уважаемые читатели! В данной статье мы хотели бы рассказать об основных изменениях, коснувшихся учета нефинансовых активов государственных (муниципальных) учреждений с 2011 года. В рамках этой статьи мы подробнее остановимся на изменениях бюджетного учета основных средств.

Новые формы и правовой статус бюджетных учреждений вводятся Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ). К существующим типам государственных и муниципальных учреждений (бюджетное и автономное) добавляется еще один — казенное учреждение. Отныне бюджетные учреждения, кроме казенных, смогут функционировать на основе рыночных принципов с расширенными полномочиями.

Исходя из организационно-правовых форм трех типов государственных (муниципальных) учреждений, имущество, находящееся на балансе государственных (муниципальных) учреждений, имеет свой особенный статус.

Имущество казенного учреждения

Имущество казенного учреждения (КУ) закрепляется за ним на праве оперативного управления. КУ не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Напомним, что КУ, согласно статье 161 БК РФ, находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. При этом финансовое обеспечение всей деятельности казенного учреждения осуществляется за счет соответствующих средств бюджетной системы РФ.

Имущество бюджетного учреждения

Имущество бюджетного учреждения (БУ), согласно статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества БУ является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Без согласия собственника бюджетное учреждение не вправе распоряжаться, в том числе сдавать в аренду, недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств собственника.

Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, кроме совершения крупной сделки, которая должна быть одобрена Учредителем.

Виды особо ценного движимого имущества определяют соответствующие органы исполнительной власти. В свою очередь перечни особо ценного движимого имущества определяет Учредитель. Бюджетное учреждение должно вести перечень особо ценного движимого имущества на основании сведений бухгалтерского учета. При этом указываются полное наименование объекта, его балансовая стоимость и инвентарный (учетный) номер (при его наличии).

Имущество автономного учреждения

Имущество закрепляется за автономным учреждением (далее АУ) Учредителем на праве оперативного управления. При этом АУ отвечает по своим обязательствам не «закрепленным за ним имуществом», а имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления.

Представляется, что это уточнение, внесенное законодателем в ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ об АУ, более точно отражает положение дел, поскольку имущество может быть не только закреплено за учреждением при его создании, но и приобретено учреждением в дальнейшем на средства, выделенные Учредителем. Напомним, что из перечня имущества, которым АУ будет отвечать по своим обязательствам, исключено недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним Учредителем или приобретенное автономным учреждением за счет средств Учредителя.

В отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, виды и перечни особо ценного движимого имущества будут определяться в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, — в порядке, установленном местной администрацией.

Все рассмотренные выше особенности учета имущества государственных (муниципальных) учреждений соответствующим образом сказываются на порядке бухгалтерского учета нефинансовых активов.

Единый план счетов и новые учетные процедуры

Критерием разделения имущества на «движимое» и «недвижимое» служит статья 130 ГК РФ.

Существенный момент, на который как руководителю, так и бухгалтеру государственного (муниципального) учреждения следует обязательно обратить внимание. С 1 января 2011 года бюджетные и автономные учреждения обязаны в бухгалтерском учете из состава объектов нефинансовых активов выделять объекты, относимые к особо ценному движимому имуществу (далее — ОЦДИ).

Особенность этого объекта учета заключается в том, что к ОЦДИ относятся объекты нефинансовых активов не только по их экономическому смыслу (основные средства, нематериальные активы, материальные запасы), но и по другим критериям. Отметим, что жестких критериев отнесения объектов к ОЦДИ в целях бухгалтерского учета не существует. Порядок отнесения объектов к ОЦДИ устанавливается соответствующим органом исполнительной власти, реализующим функции и полномочия Учредителя по отношению к данным автономным и бюджетным учреждениям.

Большинство министерств и ведомств, являющихся Учредителями, уже издало соответствующие приказы и распоряжения. При отнесении имущества к ОЦДИ, как правило, рассматриваются три основных критерия:

  • балансовая стоимость имущества;
  • возможность осуществления уставной деятельности без данного имущества;
  • специальный порядок отчуждения имущества.

Очевидно, что бухгалтер не может самостоятельно, руководствуясь только экономическим предназначением имущества, отнести тот или иной объект движимого имущества к ОЦДИ. Следовательно, первичные документы, поступающие в бухгалтерию и являющиеся основанием для отражения операций по поступлению основных средств, должны содержать указание на то, относится ли данный объект к ОЦДИ или нет.

Основное средство — предмет лизинга

Инструкцией № 157н с 2011 года введен еще один новый объект учета основных средств — это основные средства, являющиеся предметами лизинга. С 2011 года казенным, бюджетным и автономным учреждениям разрешено заключать договоры финансовой аренды (лизинга). Понятие «лизинг» приведено в федеральном законе «О финансовой аренде» 164-ФЗ:

Лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, в соответствии с которыми арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

Предметом лизинга могут быть любые неупотребляемые вещи, в том числе предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, земельные участки и другие природные объекты. С целью обособления в учете нефинансовых активов — предметов лизинга в план счетов бюджетного учета, применяемый участниками бюджетного процесса, введены новые счета учета лизингового имущества. Объекты лизинга учитываются на счете, содержащем согласно п.37 Инструкции № 157 «аналитический код группы синтетической счета 40 «Имущество — предметы лизинга».

Амортизация

Изменился и порядок амортизации объектов основных средств в бюджетных учреждениях. Согласно пункту 92 Инструкции № 157н по объектам основных средств амортизация начисляется в следующем порядке:

1) по объекту недвижимого имущества

  • стоимостью до 40 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100 % балансовой стоимости объекта при принятии к учету;
  • стоимостью свыше 40 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;

2) по объектам движимого имущества

  • по объектам библиотечного фонда стоимостью до 40 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100 % балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
  • по объектам основных средств стоимостью свыше 40 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
  • по объектам основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;
  • по иным объектам основных средств стоимостью от 3000 до 40 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100 % балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

В этой части статьи мы с вами рассмотрели основные изменения законодательства в учете основных средств государственных муниципальных учреждений.

Уточнить детали или задать свой вопрос, Вы можете позвонить по телефону: (863)307-54-41

или написать письмо на электронную почту: hotline@lemma-rostov.ru

С уважением, руководитель линии консультаций компании «ЛЕММА» Мамонова Надежда

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нет времени читать? Пришлем вам на почту!

Я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой Конфиденциальности
19
сентября
15:00-16:00
Автоматизация производства с давальческим сырьем на реальных кейсах
учет прямых затрат на материалы, это давальческое сырье и компоненты, используемое на производстве учет прямых затрат на труд, зарплаты и премии рабочих, задейств...

Автоматизируем учет и бизнес-процессы

Получить коммерческое предложение