Часто возникает ситуация, когда после проведения инвентаризации выясняется, что определенная часть товара фактически отсутствует. Чтобы исключить его учет в бухгалтерии, необходимо произвести списание такого товара.
Давайте обратимся к правилам ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с правилами, расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета, выявленные в ходе инвентаризации, оформляются следующим образом:
- Излишки признаются доходом и подлежат оприходованию.
- Недостачи признаются расходом.
- Если виновное лицо установлено, недостачи считаются его задолженностью.
В случае обнаружения фактических недостач также применяются нормы естественной убыли. Однако, в некоторых случаях недостача может быть значительно больше, чем установленные нормы. Такую недостачу следует либо включить в задолженность материально ответственного лица (если виновное лицо определено), либо списать как расходы.
Факт отсутствия товара устанавливается во время инвентаризации и фиксируется инвентаризационными описями.
Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности за тот месяц, в котором инвентаризация была завершена, а также в годовой финансовой отчетности при годовой инвентаризации.
Если организация является плательщиком НДС и зарегистрирована в качестве налогоплательщика, то согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 404 Налогового кодекса РК, НДС, ранее учтенный в зачет, корректируется.
При списании товара и корректировке НДС следует оформить следующие проводки:
- Дебет 7210 Кредит 1310, 1320, 1330 - списание недостачи по товарам, если виновные лица в недостаче не выявлены.
- Дебет 7210 Кредит 1420 - корректировка НДС, ранее учтенного в зачет по данному товару.
Читайте также эффективная инвентаризация и учёт ОС и учёт основных средств в 1С.