Покупатель не заплатил за товар, а прошло уже три года. Поставщик закрылся и исключен из ЕГРЮЛ, а мы должны ему деньги за материалы. Что делать с проблемными обязательствами и как оформить списание в 1С: Бухгалтерии 8.3, вы узнаете, прочитав статью.
Выявление и учет задолженности
Для нахождения «просроченных» долгов предприятие хотя бы раз в год проводит инвентаризацию расчетов. Результаты фиксируются в акте (по унифицированной форме №ИНВ-17 или по форме, разработанной организацией самостоятельно с наличием всех обязательных реквизитов). Выявленные при проверке обязательства подтверждаются первичными документами, актами сверок, бухгалтерской справкой. Согласно собранным данным оформляется приказ руководителя о списании обязательств с учета.
Дебиторская задолженность списывается на созданный ранее резерв (63 счет), а если его не хватает, то на финансовый результат (91 счет). Пять лет сумма списанного долга числится на забалансовом счете 007 для отслеживания появления возможности удержания с контрагента. Кредиторская задолженность уходит на финансовый результат (91 счет), а в налоговом учете появляется во внереализационных доходах.
Как оформить акт инвентаризации расчетов в 1С: Бухгалтерии 8.3
Пример
В ООО «Швейный поселок» произошли следующие факты хозяйственной жизни:
25.12.23 - перед составлением годовой отчетности проведена инвентаризация. Результаты отражены в акте №ИНВ-17 от 25.12.23.
Было выявлено: 1) нам должен покупатель ООО «Мунст» 96000 рублей, в том числе НДС 20 % . Срок исковой давности истек 16 декабря 2023 года. Задолженность в 2021 году была признана сомнительной, и по ней в бухгалтерском учете был сформирован резерв 96000 рублей. Согласно политике в налоговом учете резервы не создаются;
2) поставщик ООО «Арксе» 10.12.2023 г. исключен из ЕГРЮЛ из-за ликвидации. Ему не заплатили 1800 рублей, включая НДС 20 %, за предоставленную в ноябре 2023 года консультацию.
26.12.2023 – директор сформировал приказ о списании дебиторской и кредиторской задолженности.
31.12.2023 – задолженности списаны бухгалтером, как безнадежные.
1) Заходим: Продажи =>Акты инвентаризации расчетов => Создать или Покупки =>Акты инвентаризации расчетов => Создать.
2) Заполняем поля документа
Номер – проставляется программой автоматически. От – дата проведения инвентаризации. Детализировать по срокам – при наличии флажка появляется дополнительный столбец со сроками возникновения обязательств. Кликнув по дате, увидим расшифровку по договорам и документам. Наглядное отражение сроков помогает быстрее найти проблемные долги.
3) Заполняем закладки
Дебиторская задолженность и Кредиторская задолженность – при нажатии верхней кнопки Заполнить в таблице появляются данные: номер бухгалтерского счета, наименование контрагента, общая сумма, из них подтверждено документами (заполняется автоматически) и не подтверждено (корректируется вручную при необходимости). По просроченным задолженностям вручную вносятся суммы в столбец «Вт.ч. истек срок давности».
Счета расчетов – отражены бухгалтерские счета, по которым проходит инвентаризация. Список можно изменить, убрав галочки.
Проведение инвентаризации – даты проведения инвентаризации, реквизиты документа – основания.
Инвентаризационная комиссия – по кнопке Добавить или Подбор заполняются данные о членах комиссии. В первой строке указывается председатель.
Закончив заполнение, нажимаем кнопку Провести и закрыть. Для акта имеется три печатных формы: приказ о проведении инвентаризации (ИНВ-22), акт инвентаризации расчетов (ИНВ-17) и справка к акту (подробно показывает источники появления долгов).
Форма ИНВ-17 распечатывается в двух экземплярах и подписывается членами комиссии: Печать=>Акт инвентаризации расчетов (ИНВ-17).
Акт проводок не формирует и обязательства с учета не списывает.
Как списать дебиторскую задолженность в 1С: Бухгалтерии 8.3
Для фиксирования хозяйственной операции в программе есть отдельный документ, который расположен: Продажи =>Корректировка долга или Покупки =>Корректировка долга.
Совет: если по указанному адресу документ отсутствует, то проверьте, стоит ли флажок: Администрирование=>Настройки программы=>Функциональность=>Расчеты=>Управление зачетом авансов и погашением задолженности.
Заполняем реквизиты документа:
Вид операции – выбираем списание задолженности. Списать – в нашем примере Задолженность покупателя. Покупатель (кредитор) - из справочника Контрагенты выбираем ООО «Мунст».
После нажатия кнопки Заполнить появляются данные табличной части по выбранному контрагенту.
Счет списания – выбираем счет 63. Превышение суммы долга над резервом отразится на 91 счете.
Документ формирует проводку в бухгалтерском учете:
Дт 63 Кт 62 96000 - безнадежный долг списан полностью за счет созданного ранее резерва
Если в налоговом учете резерв не создавался, то с помощью Ручная корректировка можно внести изменения в отражение расходов в налоговом учете.
Другой вариант: оформить отдельной операцией, введенной вручную.
Учет задолженности на забалансовом счете 007
Операции=>Операции, введенные вручную=>Создать=>Операция.
Как в 1С: Бухгалтерии списать кредиторскую задолженность
В документе Корректировка долга указываем:
Вид операции – Списание задолженности. Списать – Задолженность поставщику. Поставщик (кредитор) – в нашем случае ООО «Арксе».
После нажатия кнопки Заполнить появляются все остатки по взаиморасчетам.
Счет списания – выбираем 91.1.
Документ формирует проводку: Дт 60.1 Кт 91.1 1800 руб.
Мы рассмотрели, как учесть и списать безнадежные долги, и надеемся, что содержание статьи было полезным.