С какими проблемами может столкнуться ритейл при внедрении цифровых технологий?
Цифровая трансформация – это верный путь для ритейла к высокой лояльности клиента. Но при внедрении новых технологий могут возникнуть сложности. К каким трудностям нужно быть готовыми на первом этапе?
На фото: Дмитрий Болтунов, руководитель отдела сопровождения автоматизации розничной торговли компании «Первый Бит»
Цифровая трансформация – следующий этап автоматизации бизнеса, который подразумевает работу с огромным объемом данных.
Точнее, более эффективный подход к их управлению. Это важно для компаний из различных отраслей. В частности, в ритейле.
Максимум информации о покупателе и глубокий анализ потребительских действий – залог успеха в рознице. Что для этого нужно сделать? Начать использовать информационные технологии, выбор которых велик: от CRM-систем, онлайн-касс до блокчейна, интернета вещей (Internet of Things, IoT), искусственного интеллекта.
Программы CRM и кассовые аппараты нового поколения уже привычны представителям бизнеса. Что касается блокчейна, IoT, искусственного интеллекта, большинство игроков ритейла пока только присматриваются к использованию этих цифровых технологий.
Тем не менее, на российском рынке розницы уже есть опыт их внедрения. Например, в федеральной сети «Перекресток» используют технологию машинного обучения для целевого маркетинга, а кооператив LavkaLavka создал блокчейн-платформу лояльности и выпустил собственный токен Biocoin. Чтобы эта платформа взаимодействовала с программой «1С», которую сотрудники LavkaLavka используют в своей работе, наша компания разработала для кооператива модуль автоматического учета операций в блокчейне.
Цифровая трансформация – это верный путь для ритейла к высокой лояльности клиента. Но при внедрении новых технологий могут возникнуть трудности.
Непростая цифровизация
Любое нововведение, диктуемое развитием рынка или требованием законодательства, проходит пять стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие.
Проблемы современного российского ритейла – это сопротивление нововведениям, постоянная прокрастинация, консерватизм. Такие тенденции приводят к тому, что бизнес не готов к цифровизации. Из-за этого порой системные интеграторы и государственные структуры вынуждены проводить дополнительную просветительскую работу. Например, это касается тем, связанных с переходом на онлайн-кассы, подготовкой к обязательной маркировке.
Другой проблемой может стать желание получения быстрого результата. Оно и понятно: внедрение цифровых технологий – недешевый и порой длительный процесс, по результатам которого хочется получить мгновенный результат, чтобы быстро окупить вложенные средства. Тут важно понимать, что эффект от внедрения технологических инноваций будет виден не сразу.
Цифровизация от государства
На сегодняшний день в ритейле проходят завершающие процессы интеграции с новыми цифровыми технологиями, предложенными правительством и ее структурами. Речь идет о маркировке и о внедрении онлайн-касс для всех сфер бизнеса.
К 1 июля 2019 года, за некоторым исключением, в стране не должно остаться розничных структур, которые в режиме реального времени не передают данные о своих продажах.
В 2017 году стартовал и был успешно реализован проект маркировки меховых изделий. На основании этого опыта в 2018 году стартовали пилотные проекты по маркировке табачной продукции, обуви, лекарств, товаров легкой промышленности, духов и шин.
К началу 2020 года представители бизнеса должны будут маркировать в обязательном порядке эти категории товаров. По сигаретам маркировочный процесс для оптовых производителей уже запущен c марта 2019 года.